Сибирь, Академ, ФМШ

Зимой сугробы в новосибирском Академгородке (или по-простому - в Академе) достигают человеческого роста, но тропинки, протоптанные в лесу десятилетия назад, все также ведут от остановки к университетским корпусам. Здесь, под боком у лабораторного корпуса Новосибирского госуниверситета (НГУ), стоит ФМШ, она же «фмшуга», она же Специализированный учебно-научный центр  (СУНЦ)— школа-интернат, где нет обычных уроков, где формулы на доске пишут настоящие ученые, а на перемене можно выйти на крыльцо и покормить белок.

Не совсем легальная школа

История физматшколы при Новосибирском госуниверситете, как и самого Академгородка, напоминает блестящую авантюру. В 1957 году столичные ученые добровольно сослали себя в Сибирь, чтобы делать там науку. Примерно тогда же основатель Сибирского отделения АН СССР академик Михаил Лаврентьев задумался о регулярном пополнении научных кадров. Так появилась идея физматшколы, в которой соберут талантливых детей со всей страны. Будущих учеников нашли довольно быстро: объявили олимпиаду, а призеров и победителей пригласили в Академгородок. Но тут появилась небольшая проблема: формально никакой школы тут еще не было и никто толком не знал, когда правительство подпишет документ о ее открытии. Тогда Михаил Лаврентьев открывает школу без всяких документов — фактически нелегально.

21 января 1963 года 119 старшеклассников собрались в Институте геологии, где член-корреспондент АН СССР Алексей Ляпунов прочитал для них первую лекцию. Так начался первый учебный год в ФМШ. 


1963 г. Первая лекция в ФМШ. Второй слева - Геннадий Фридман. Фото: sergey.iis.nsk.su

На бумаге школа появилась лишь семь месяцев спустя — в августе правительство наконец подписало постановление об открытии физматшкол в Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске. По сути же новосибирская ФМШ стал первым в мире интернатом для школьников, увлеченных естественными науками.

Геннадий Фридман — один из тех школьников, которые в 1963 году пришли на открытие ФМШ. Сегодня он — известный сибирский бизнесмен, чл.-корр. РАЕН. 55 лет спустя вместе со школьными друзьями, а ныне академиками РАН Василием Пархомчуком и Евгением Кузнецовым он снова в своей школе — читает юбилейную лекцию сегодняшним ее ученикам.


2018 г. Юбилейную лекцию читает Геннадий Фридман. Фото: Анастасия Федорова

«Тогда все было необычно. Те, кто собрались в физматшколе, и те, кто с ними работал, — все были необычными. Это были замечательные ученые. Наши учителя нас уважали, к нам обращались на «Вы». Более того: наши учителя предполагали, что эти школьники все могут, поэтому науку не адаптировали под нас. Мы и грызли ее часов по 12 в день, а кто и больше», — вспоминает Геннадий Фридман и признается, что все его успехи в политике и бизнесе родом из физматшколы.

Дети, академики и белки

День в СУНЦ НГУ (новое официальное название ФМШ с 1988 года) начинается рано. В семь часов утра старшеклассники просыпаются, бегут на стадион — делать зарядку. Эту традицию нарушают только в одном случае: если погода плохая. После зарядки — завтрак в школьной столовой, через дорогу от общежитий. Тут же, практически в лесу, всегда дежурят местные белки: похоже, голодными они не остаются даже зимой. Потом — обратно в общагу, собраться на уроки, захватить кружку с кофе, учебники и в тапочках по подземному переходу — в учебный корпус на лекции и семинары.


Зимние развлечения в СУНЦ НГУ. Фото: sesc.nsu.ru

Десятиклассница Лилия Лавневич приехала в Академгородок из Омска. «Жизнь в общежитии оказалось не такой страшной, как рассказывали. Это даже лучше, чем в обычных школах, где ученики после учебы едут домой и тратят на дорогу немало времени, — считает она. — Жить в таких условиях, в которых твои одноклассники находятся рядом, гораздо легче: ты всегда можешь обратиться к ним за помощью или просто пообщаться лицом к лицу».

Елисавета Царенкова из маленького городка Мегион на севере Тюменской области в СУНЦ учится не ради оценок — они здесь не играют первостепенной роли. Школа, по ее словам, учит элементарной самостоятельности и готовит старшеклассников к поступлению в престижные вузы. «Меня привлекают семинарские занятия, когда учитель работает с небольшой аудиторией и ты в любой момент можешь обратиться к нему за помощью. Он может и объяснить теорию, и помочь решить задачу», — рассказывает она.

Об учителях школьники, вообще, готовы говорить бесконечно. От такого количества настоящих ученых под одной школьной крышей действительно первое время теряешь голову.

Так, полтора года назад уроки физики у десятиклассников в СУНЦ начал вести академик РАН Павел Логачёв — директор широко известного Института ядерной физики СО РАН. Сам выпускник физматшколы. Павел Логачёв пришел сюда, чтобы передать ремесло.


Академик РАН Павел Логачев. Фото: София Аболишина

«Для ребят мои лекции и семинары — это прямое общение. Причем это профессиональное общение. Я с учениками на семинарах не говорю на отвлеченные темы. Мы обсуждаем физические задачи, ищем нестандартные, красивые решения, анализируем их. Школьники же на этих задачах исследуют мир. Для них это — неизвестное. Они учатся открывать новое для себя. Вот это и есть передача ремесла», — убежден ученый.

Своих преподавателей школьники, кажется, всерьез считают немножко магами. Может быть, поэтому сказанное кем-то про СУНЦ: «Сибирский Хогвартс какой-то» быстро прижилось и пошло в народ.


Немного магии или демонстрационные опыты по химии в СУНЦ НГУ. Фото: sesc.nsu.ru

Что-то от магии, возможно, тут действительно есть. Иначе как объяснить дальнейшие успехи выпускников этой школы? Физик Сергей Клименко разработал алгоритм анализа сигналов LIGO, который позволил зарегистрировать гравитационные волны, — главное научное открытие в 2016 году. Молодой ученый Александра Новикова в 2007 году в составе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change - IPCC) получила Нобелевскую премию мира. Михаил Кокорич, приехавший учиться в СУНЦ из забайкальского поселка, в 2011-м основал Dauria Aerospace — первую частную космическую компанию в России. А всего за свою полувековую историю СУНЦ подготовил более 14 тыс. выпускников. Вот и посчитайте.

«Письма из Хогвартса»

Кстати, дорога в СУНЦ начинается примерно также, как путь в Хогвартс: с письма. Приносит его, правда, не сова, а почтальон, но суть от этого не меняется. Каждый год в мае СУНЦ рассылает почти 2000 писем победителям и призерам всевозможных школьных олимпиад со всей страны и лучшим ученикам Заочной школы, которая уже десятилетия работает на базе физматшколы. Детей приглашают в летнюю школу — такое трехнедельное погружение в атмосферу Академгородка. Приехать можно и без приглашения, поступив в летнюю школу вольнослушателей. В конце «летки», как ее называют ученики, проходят итоговые экзамены и собеседования, лучшие ученики получают право быть зачисленными в СУНЦ. Остаться или уехать — каждый решает сам.


Подготовка к рассылке писем школьникам в СУНЦ НГУ. Фото: Анастасия Федорова

Выпускница СУНЦ Сабина Дюсенова в 2014 году после успешного выступления на региональном этапе Всероссийской олимпиады по физике в родном Омске ждала свое «письмо из Хогвартса». «Ждала я около двух месяцев и, решив больше не надеяться, благополучно про это забыла. Но где-то в июле я ехала в маршрутке, мне позвонили и сказали, что пришло письмо из Новосибирска на мое имя. Это было очень неожиданно, я была безумно рада и совсем забыла, что сижу в общественном транспорте. После разговора я поняла, что все пассажиры смотрят на меня», — вспоминает девушка. Сейчас Сабина учится на физическом факультете НГУ, на который поступила с 282 баллами за три ЕГЭ.

Сейчас в СУНЦ — 545 учеников из 22 регионов России. Школа входит в пятерку лучших в стране по версии агентства RAEX, готовит призеров Всероссийской олимпиады и 100-балльников на ЕГЭ. При этом, по суровым законам российской действительности, испытывает серьезные финансовые трудности — с 2016 года государственное финансирование всех СУНЦев в стране (а таковых сейчас четыре— при МГУ, СПбГУ, УрФУ и НГУ) было урезано в шесть раз. Поддерживать работу школы помогают «материнский» вуз НГУ, научные институты, которые открыли стипендиальные программы для учеников СУНЦ, и меценаты — в основном, выпускники «фмшуги». Когда-то школа помогла им найти свой путь, теперь они помогают школе — круг замкнулся.


Последний звонок в СУНЦ НГУ. Фото: sesc.nsu.ru

Зимой в Сибири понимаешь, что время движется не по прямой, а по спирали. Снова январь дышит 35-градусными морозами и путь от «фмшуги» до остановки через лес уже не кажется таким романтичным, как в июле. И я немножко завидую школьникам, которые сейчас идут по теплому переходу в общагу, но еще больше завидую тем, кому этот путь только предстоит. Ведь все повторяется, а это значит — опять наступит весна и сотни «писем из Хогвартса» полетят к своим адресатам и позовут их сюда — в школу, которая определит их судьбу.

История и обществознание